Цвет

 

Наиболее эффективным инструментом архитектурного дизайна по праву считается цвет. Восприятие цветов – важная эмоционально-психологическая составляющая жизни каждого человека. Окружающая нас гамма цветов влияет на настроение, работоспособность, манеру поведения и даже здоровье.

С древних времен большое внимание уделялось цветовому оформлению предметов мебели и интерьера, а также архитектурных сооружений, что привело нас к существующему сегодня огромному разнообразию видов и типов отделки поверхностей, а современное разнообразие красителей создает практически не ограниченный выбор цветов и оттенков отделочных материалов.

Разумеется, цветовые решения в офисе могут быть тоже бесконечно разнообразны. Для юридических и финансовых компаний более характерно применение теплых природных цветов и фактур, тогда внешний вид офиса компании излучает стабильность и благополучие. Такие насыщенные цвета, как глубокий синий, темно-зеленый и бордовый вселяют уверенность, сообщают клиенту чувство вашего контроля над ситуацией, и поэтому часто применяются в офисах крупных торгово-промышленных компаний, работающих с корпоративными клиентами. Более яркие, чистые цвета характерны для офисов компаний, работающих на массовый рынок – чаще всего, это корпоративные цвета в сочетании с дополняющими их цветовыми акцентами.

В целом, помимо цветовой гаммы, утвержденной бренд-буком, компании необходимо учесть некоторые подсказки, которые касаются назначения помещения и предпочтительной для него цветовой гаммы.

Так для приемной (зоны приветствия) – лучше, если цветовая гамма будет излучать тепло и радушие к входящим гостям. Клиент, впервые входя в зону рецепции, должен почувствовать гостеприимную атмосферу, которая может выражаться в мягких оттенках персикового, оранжевого или желтого тона.

В зоне переговоров уместны оттенки синего, зеленого и переходных между ними голубого и бирюзового цветов, которые способствуют принятию решений.

В аудиториях для обучения залогом успешных коммуникаций и душевного спокойствия лектора станет выбор светлых и средних по насыщенности оттенков бирюзового цвета. Для стимуляции запоминания, стену за лектором (соответственно, перед аудиторией) рекомендуется окрасить в желтый цвет.

В рабочем пространстве для персонала необходимо избрать цветовое решение, которое будет задавать сотрудникам тон и темпоритм стиля работы компании. Так, оттенки синего, серого и зеленого хранят общее спокойствие, но их обилие может вызвать некоторую медлительность в мыслях и действиях сотрудников. Эту ситуацию можно исправить, добавляя красные / желтые / оранжевые акценты, чтобы активировать потоки энергии в офисе. Слишком много красного стимулирует некоторую агрессию, а изобилие оранжевого и персикового тона настраивает на крепкие социальные связи и общение в коллективе, которое желательно не для каждого вида деятельности организации. Обилие желтого для некоторых людей становится источником усталости и даже стресса.

Таким образом, выбирая цветовое решение для офисного помещения, необходимо помнить о том, что разные цвета вызывают разные реакции человеческой психики:

Красный

Красный цвет неизменно ассоциируется с жизненной энергией, вызывает общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, стремление к общению с людьми, к творчеству. Однако, обилие красного цвета в интерьере может вызвать чрезмерное возбуждение и агрессию.

Желтый

Желтый цвет — привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.

Зеленый

Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного.

Синий

Синий цвет - это цвет идеала и духовной красоты, он вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, с синим связан флегматический темперамент; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

Голубой

Природные оттенки голубого и бирюзового успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость

Фиолетовый

Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов.

Разбеленный фиолетовый – лиловый – способствует расслаблению и легкости.

Пурпурный

Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного.

Оранжевый

Оранжевый цвет усиливает концентрацию мысли и уверенность в правильности действий. Помимо этого, оранжевый цвет способствует самоорганизации, а также побуждает к творчеству. Однако, изобилие яркого оранжевого цвета быстро утомляет. Чаще всего, оранжевый используется в качестве цветового акцента.


Белый

Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Он благотворен и для людей, внушает представление о чистоте, создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

Черный

В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение. В белом — активность, в черном — пассивность. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Серый

Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Коричневый

Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное: в этом цвете сохраняется присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей.

Источник: «Психологическое воздействие цвета и элементарные эстетические реакции»

http://www.mironovacolor.org/theory/humans_and_color/esthetic_reactions/